Детский психотерапевт: агрессия, непослушание, истерики, неврозы, плохая успеваемость и другие проблемы дошкольного и школьного возраста

С каждым годом количество обращений к детскому психотерапевту растет, это направление становится все более популярным. Говорят – «все проблемы из детства», соответственно, своевременное обращение к специалисту поможет Вашему ребенку в будущем избежать многих сложных ситуаций.

С какими проблемами сталкиваются дети, в каком возрасте лучше обращаться к психотерапевту, как понять, что происходит с ребенком – на эти и многие другие вопросы мы попросили ответить практикующего психотерапевта высшей категории Геру Асановну Зейналову.

Когда родители приводят детей к психотерапевту?

Родители обращаются к психотерапевту, когда замечают появившиеся особенности в поведении своего взрослеющего ребенка. Чаще всего эти обращения бывают в очень раннем возрасте, начиная от 3 до 5 лет. Раньше, если говорить о психических функциях, многие вещи незаметны в поведении ребенка.

В каком возрасте и с какими проблемами сталкиваются дети?

Если речь идет о младших детях до 7 лет, то чаще всего это проблемы неврологического характера, которые влияют на поведение ребенка. Он может быть раздражительным, агрессивным, непослушным, устраивать истерики. Также к распространенным проблемам этого возраста относятся резкая смена настроения, нарушение сна, задержка речевого развития или полный отказ от общения с другими. Если речь идет о младших и средних школьниках, то обращаются по поводу неуспеваемости в школе или из-за изменившегося поведения детей, потому что это этап активного взросления, входа в социум. В последнее время чаще обращаются старшие школьники с родителями на предмет употребления психоактивных веществ, и, в соответствии с этим, меняющимся не в очень хорошую форму поведением. Так называемые девиантные подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа.

Неуспеваемость в школе – это тоже психологическая проблема?

Причины неуспеваемости в школе могут быть абсолютно разными, и некоторым даже в голову не приходит, что, например, особенности развития в неврологическом отношении их ребенка, особенности взросления могут отразиться на его успеваемости в школе, начиная с младших классов и выше. Как только появятся нагрузки, определенная ответственность за обучение, маленький человек начинает испытывать стресс. Он может не справиться с этой ответственностью, а родители скажут, что ребенок плохой, спишут проблемы в учебе на невнимательность, либо лень. Это не совсем так, могут быть объективные причины органического характера, связанные с развитием головного мозга или наличием проблем по неврологии.

На что родители должны обратить внимание?

Прежде всего родители, так как у них нет специальных знаний относительно психической сферы своего ребенка, должны обратить внимание на поведение, эмоции и физиологию. То есть поведение – это такой красный маячок, свидетельствующий о том, что что-то в жизни ребенка изменилось.

Могут ли родители сами справиться с проблемой, не обращаясь к психотерапевту?

Если это вопросы, которые касаются быта, каких-то внешних ситуаций, влияющих на ребенка, или проходящие проблемы, то есть неделю ребенок покапризничал, неделю появились особенности поведения, а потом все прошло, то можно не обращаться к врачу. Но если ребенок демонстрирует линию поведения, которая уже достаточно затянулась, то родители однозначно должны идти к специалисту, чем раньше это случится, тем легче помочь ребенку. Зачастую обращение в раннем детском возрасте связано не только с психологическими проблемами ребенка, но и с некоторыми проблемами его психосоматики, в том числе с неврозом или состоянием, которое ребенок приобрел в раннем, совсем раннем детстве, возможно даже в перинатальном периоде. Это все надо учитывать.

Если на проблемы не обращать внимания, что произойдет с ребенком?

Симптомы никуда не уйдут, они будут усиливаться с течением времени, будут еще больше видоизменяться, и не обратить на это внимание уже будет невозможно. Хочу заметить, что очень часто так и происходит - родители думают, что все случайно, само по себе «рассосется» и пройдет. Приводят на консультацию 13-летнего ребенка с долго развивающимся измененным психологическим состоянием. Родители такое поведение заметили давно, но считали, что все само по себе должно пройти, потому что ребенок взрослеет, умнеет. Это неправильный подход к решению проблемы - мы всего лишь получим укоренившееся, достаточно стойкое состояние, которое нужно пролечивать и в психологическом плане, и, возможно, также в физиологическом.


Какие методы Вы используете при работе с детьми?

Речь идет о детях разного возраста, я работаю с детьми от 7 лет. Со средними и старшими подростками в основном беседа и психологические тесты. С маленькими детьми недостаточно установить стойкий вербальный контакт, поэтому чаще всего для маленьких детей используются проективные методы: рисунок, лепка, в эпизодах - беседа. При работе с младшими школьниками эффективны специальные тесты. Есть целая батарея тестов, которые определяют особенности поведения, мышления, помогают проверить все особенности центральной нервной системы, чтобы понять, что происходит с ребенком.

Проводятся профилактические консультации для детей, хотя это достаточно трудоемкий процесс, как для ребенка, так и для специалиста. Обычно такое исследование необходимо, если есть специальные показания или направление от лечащего врача-невролога. Психотерапевт помогает определить основные психические функции, протестировать мышление, память, внимание.

Хороший результат дает групповая терапия, много детских состояний, психосоматических и психоэмоциональных, корригируются групповой терапией. Чаще всего групповая терапия используется в работе со старшими подростками, у которых проблемы с нарушением коммуникаций в социуме, или с младшими школьниками, столкнувшимися с неуспеваемостью в школе. Группа более эффективна, потому что есть взаимодействие между членами группы одного возраста. Это всегда легче воспринимается ребенком, чем когда он один на один находится с доктором.

Назначаете ли Вы медикаментозное лечение?

В особых случаях, например гипервозбудимость, используется медикаментозная терапия. Любое лечение обсуждается с родителями, и уже они решают, использовать ли дополнительно лекарственные средства.

Сколько в среднем требуется посещений?

Смотря для какого ребенка и с чем он придет к психотерапевту. Если говорить в среднем, то я думаю до 10 сеансов нужно позаниматься. Процесс общения с детьми специфический и трудоемкий, невозможно долгое время посвятить такому взаимодействию, ребенок быстро устает. Обычно один сеанс длится 45 минут или 1 час, если ребенок может выдержать такой режим. Причем, когда я работаю с ребенком, одновременно даю рекомендации родителям, чтобы они имели представление, как двигаться вперед и как помогать своему ребенку выздоравливать. На консультации ребенок проводит час, а с родителями все оставшееся время дома, соответственно родители должны знать, что им делать и как правильно поступать со своими детьми.

Могут ли родители пойти на консультацию без ребенка?

Очень часто случается, когда родитель приходит без ребенка и считает, что привлекать детей к этому процессу не следует, а проблему можно решить самому родителю. Однако проблемы взрослеющих детей не могут быть решены только для взрослеющего ребенка или только для его родителя. Это процесс взаимный, то есть меняться должны все, потому что если речь идет о каких-то нарушенных семейных взаимоотношениях, или непослушании ребенка в семье, или о ребенке, который вдруг стал плохо учиться, грубить и хамить, то однозначно должна происходить работа с семьей. То есть тут невозможно сказать, что ребенок у Вас поступает так то, а Вы сидите и молчите, не принимайте в этом участие. Только с совместным участием детей и родителей можно что-то изменить в поведении ребенка.

В заключение, что Вы можете порекомендовать родителям?

Проблемы детских неврозов надо решать как можно быстрее, до тех пор пока не возникли устойчивые болезненные привычки и болезненно-закрепившаяся форма поведения. В случае, если Вы заметили, что Ваш ребенок стал более нервным, тревожным и напряженным, у него появилась неуспеваемость в школе, изменился рисунок поведения, нарушились режимы сна и питания, то незамедлительно обращайтесь к детскому психотерапевту. Вы можете обратиться к специалистам нашей клиники, у нас проводится психокоррекционная работа с детьми. Мы поможем решить проблемы Вашего ребенка.

 

Врач-психотерапевт высшей категории, клинический психолог

Зейналова Гера Асановна

Опыт работы 27 лет. Окончила кафедру клинической психологии Ленинградского Государственного Университета в 1987 году. Повышение квалификации на кафедре психотерапии в МАПО. Прошла профессиональные стажировки в специализированных клиниках и центрах Германии, Финляндии и Кипра.
 
Запись на прием по телефону (812) 306-11-11

Наши новости

Новости медицины

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



© 2016 Клиника “АБИА”. Санкт-Петербург, Приморский район, пр. Королева, д. 48, корп. 7
Телефон +7 (812) 306-11-11. E-mail: info@abia-spb.ru Сведения о клинике Новости медицины Политика конфиденциальности
Методы лечения и диагностики имеют противопоказания.
Пожалуйста, не забудьте предварительно проконсультироваться с врачом.
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста (18 лет). Карта сайта